Задачи, которые ставятся перед системами торгового освещения, заключаются в обеспечении комфортных условий пребывания потенциальных покупателей и максимально выгодной презентации самого товара. Именно поэтому организация освещения в магазинах и павильонах отличается множеством нюансов и тонкостей. При этом она должна соответствовать действующим нормативным документам и требованиям. Лишь в этом случае освещение может стать эффективным инструментом маркетинга

Самые распространенные ошибки
Тем, кто занимается организацией освещения торговых залов, следует обратить внимание на следующие аспекты.
- Плохо продуманная система освещения. Уделяя основное внимание проходам между торговыми рядами, многие просто забывают про источники направленного света. А они способны выгодно подать товар, особенно штучный и эксклюзивный.
- Неверная цветовая температура. Специалисты по маркетингу советуют подсвечивать «холодные» и «теплые» продукты, соответственно, холодным и теплым светом. Согласно исследованиям, параметры цветовой температуры способны повлиять на уровень продаж.
- Не оптимизированное общее освещение. Светильники, освещающие торговое помещение, должны быть направлены на товары и проходы, а не в сторону торгового оборудования или крыши помещения.
- Применение устаревшей светотехники. Самыми актуальными на сегодня являются светодиодные источники света, которые обеспечивают излучение, максимально близкое к эталону, а также позволяют экономить на счетах за электроэнергию, обладают большим ресурсом и не требуют особого обслуживания.
Важнейшие нюансы
Достаточный уровень освещенности – это важнейший параметр эффективного и качественного торгового освещения. Требования по данному параметру для помещений торговли в России регламентируется СП52.13330.2016, где указываются параметры искусственного и естественного освещения для залов разного назначения, размеров и типа.

Помимо того, в торговых помещениях искусственное освещение организуется так, чтобы охватывать все рабочие зоны, для которых предусмотрены конкретные нормы освещенности. К примеру:
- вход в торговый зал - 1500-2000 люкс;
- кассы – 300-500 люкс;
- баннеры – от 800 люкс;
- примерочные – от 300 люкс;
- торговые ряды и витрины – 300 люкс;
- залы супермаркетов – 500 люкс;
- отделы новинок – 500-1500 люкс;
- стойки с товарами – 300 люкс.
- залы продовольственных маркетов – 400 люкс.
На практике около касс используют освещение до 2 тысяч люкс, поскольку продавцы испытывают высокие уровневые нагрузки. При этом светотехника в этом случае оснащается антибликовой решеткой, что минимизирует дискомфорт для персонала и клиентов.
На витринах магазинов могут быть выставлены товары темного и светлого цвета. В первом случае освещенность допускается повысить на одну ступень от нормы, а во втором, соответственно, снизить на аналогичную величину.
Если продавец стремится сделать акцент на определенном товаре, он, как правило, использует акцентное освещение. В этом случае рекомендуется ограничить площадь акцентного излучения до 20-ти процентов размера витрины.
Так как торговое освещение используется еще и в маркетинговых целях, его формируют так, чтобы предельно четко продемонстрировать достоинства товара. Это позволяет сделать корректный подбор лам определенной цветовой температуры.
Для прилавков с рыбой лучше всего подходят источники света с ЦТ более 400 лк, выпечку и сур можно подсвечивать лампами с ЦТ 2700 К, снабженными отражателями типа champagne reflector. Продавцы мяса зачастую применяют светотехнику с цветофильтрами, нивелирующими зеленый и синий спектр излучения. А для зоны продажи фруктов и овощей рекомендовано использовать светотехнику со средним или узким пучком света, формируя акцентное освещение.