Освещение торговых залов

September 24, 2021

Задачи, которые ставятся перед системами торгового освещения, заключаются в обеспечении комфортных условий пребывания потенциальных покупателей и максимально выгодной презентации самого товара. Именно поэтому организация освещения в магазинах и павильонах отличается множеством нюансов и тонкостей. При этом она должна соответствовать действующим нормативным документам и требованиям. Лишь в этом случае освещение может стать эффективным инструментом маркетинга

Самые распространенные ошибки

Тем, кто занимается организацией освещения торговых залов, следует обратить внимание на следующие аспекты.

  1. Плохо продуманная система освещения. Уделяя основное внимание проходам между торговыми рядами, многие просто забывают про источники направленного света. А они способны выгодно подать товар, особенно штучный и эксклюзивный.
  2. Неверная цветовая температура. Специалисты по маркетингу советуют подсвечивать «холодные» и «теплые» продукты, соответственно, холодным и теплым светом. Согласно исследованиям, параметры цветовой температуры способны повлиять на уровень продаж.
  3. Не оптимизированное общее освещение. Светильники, освещающие торговое помещение, должны быть направлены на товары и проходы, а не в сторону торгового оборудования или крыши помещения.
  4. Применение устаревшей светотехники. Самыми актуальными на сегодня являются светодиодные источники света, которые обеспечивают излучение, максимально близкое к эталону, а также позволяют экономить на счетах за электроэнергию, обладают большим ресурсом и не требуют особого обслуживания.

Важнейшие нюансы

Достаточный уровень освещенности – это важнейший параметр эффективного и качественного торгового освещения. Требования по данному параметру для помещений торговли в России регламентируется СП52.13330.2016, где указываются параметры искусственного и естественного освещения для залов разного назначения, размеров и типа.

Помимо того, в торговых помещениях искусственное освещение организуется так, чтобы охватывать все рабочие зоны, для которых предусмотрены конкретные нормы освещенности. К примеру:

  • вход в торговый зал - 1500-2000 люкс;
  • кассы – 300-500 люкс;
  • баннеры – от 800 люкс;
  • примерочные – от 300 люкс;
  • торговые ряды и витрины – 300 люкс;
  • залы супермаркетов – 500 люкс;
  • отделы новинок – 500-1500 люкс;
  • стойки с товарами – 300 люкс.
  • залы продовольственных маркетов – 400 люкс.

На практике около касс используют освещение до 2 тысяч люкс, поскольку продавцы испытывают высокие уровневые нагрузки. При этом светотехника в этом случае оснащается антибликовой решеткой, что минимизирует дискомфорт для персонала и клиентов.

На витринах магазинов могут быть выставлены товары темного и светлого цвета. В первом случае освещенность допускается повысить на одну ступень от нормы, а во втором, соответственно, снизить на аналогичную величину.

Если продавец стремится сделать акцент на определенном товаре, он, как правило, использует акцентное освещение. В этом случае рекомендуется ограничить площадь акцентного излучения до 20-ти процентов размера витрины.

Так как торговое освещение используется еще и в маркетинговых целях, его формируют так, чтобы предельно четко продемонстрировать достоинства товара. Это позволяет сделать корректный подбор лам определенной цветовой температуры.

Для прилавков с рыбой лучше всего подходят источники света с ЦТ более 400 лк, выпечку и сур можно подсвечивать лампами с ЦТ 2700 К, снабженными отражателями типа champagne reflector. Продавцы мяса зачастую применяют светотехнику с цветофильтрами, нивелирующими зеленый и синий спектр излучения. А для зоны продажи фруктов и овощей рекомендовано использовать светотехнику со средним или узким пучком света, формируя акцентное освещение.